1.Обоснование.

На сегодняшний день человечество столкнулось с рядом общечеловеческих проблем. Одна из них – экологическая. Среда обитания человека сегодня серьезно больна и нуждается в экстренной помощи. Не случайно в ряду общечеловеческих ценностей, которые существуют объективно, составляют основу нашего бытия, являются условием как социального, так и биологического существования, на одном из первых мест стоит ценность – Земля. Сегодня особенно важно, чтобы каждый землянин осознал, что Земля – это общий дом не только человечества, но и естественной природы, что решение экологических проблем зависит от каждого человека, живущего на планете, что проявляя заботу о Земле, человек обеспечивает необходимые условия для собственного выживания. Человечество на протяжении многих сотен лет привыкло брать от природы, не думая о ее восстановлении, то есть культура взаимоотношений с природой, а точнее ее отсутствие, строилась на потребительских принципах, на отношениях к природе только как к производственному ресурсу. Не случайно многие специалисты сегодня видят основную причину эколо¬гического кризиса не в отсталых технологиях, не в несовершенстве законодательных актов, а в низкой культуре взаимоотношений человека и природы. Следовательно, основной путь решения экологических проблем, видится в смене ценностных ориентации – от потребительства к развитию. В приоритете экологических ценностей взаимодействия с природой, таких как – осознание человеком себя как части природы, видение себя в тесном единстве с ней, изменение представлений человека о себе как «царе природы», осознание хрупкости и беззащитности окружающего мира, осознание своей личной ответственности за состояние среды.

Важно, таким образом, чтобы взаимодействие с окружающей средой строилось на принципах:

• нравственно – ценностного отношения к природе;

• сочетания потребностей людей с их способностью ограничивать свои запросы до разумных пределов;

• личной ответственности за состояние среды эмоциональной отзывчивости;

• практического участия в решении экологических проблем.


Работая с подрастающим поколением, мы должны помнить о необходимости создания условий для формирования у них новой системы экологических ценностей, о включении в складывающуюся систему личностных ценностных ориентации подростков общечеловеческой ценности – Земля, во всех ее составляющих. Ориентация же детей и молодежи на эту высшую ценность – это одновременно и ориентация их на другие важные ценности – Жизнь, Мир, Отечество, Знание, Красота, Ответственность и другие.

По сути, этот процесс можно назвать процессом формирования экологической культуры личности. Б.Т. Лихачев в книге «Философия воспитания» рассматривает сущность экологической культуры личности «как единство экологически развитых сознания, эмоционально-психических состояний и научно-обоснованной волевой утилитарно-практической деятельности».

То есть процесс формирования экологических ценностных ориентаций, включает в себя знание и осознание этих ценностей, эмоциональные переживания – отношения к этим ценностям, принятие – включение этих ценностей в личностную структуру ценностных ориентации. Логика процесса формирования ценностных ориентаций, определяет цель и задачи, а также алгоритм построения программы деятельности в четвертую смену, которая называется «В гармонии с природой».


2. Цель и задачи смены.

Цель смены:

Развитие ценностного сознания детей и молодежи через ориентацию их на одну из общечеловеческих ценностей – планету Земля. Включение этой ценности в личностную структуру ценностных ориентаций детей.

Задачи:

• Обеспечить наличие пространства выбора для творческой, продуктивной самореализации участников в рамках смены;

• Развитие эмоционально-чувственной сферы личности; формирование умений эстетического восприятия природы, эмоциональной отзывчивости к проблемам природы.

• Сформировать у воспитанников правильное представление о нравственно-ценностном отношении к природе.

• Развитие у детей потребности в самовоспитании экологической культуры, обеспечении собственного экологического благополучия.


3.Сюжетное развитие смены.

В основу игровой модели программы положен рассказ Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Запуск игровой модели осуществляется на введении. Сначала вместе с детьми вспоминается рассказ о «Маленьком принце». Основной вывод этого рассказа, что Маленький принц — это экологический человек, любящий и бережно относящийся к своей планете, ко всему, что окружает его в этом мире, понимающий язык природы, умеющий видеть в ней все прекрасное, наблюдающий за ее явлениями. Все выводы подтверждаются цитатами из книги. Далее идет легенда о том, что Маленький принц снова вернулся на Землю и поселился в небольшом городке, который назвал «Экоград». Он приглашает в свой город всех ребят, чтобы помочь им стать настоящими хранителями своей планеты. Вместе с Маленьким принцем ребята будут открывать для себя удивительный мир природы, учиться вслушиваться, вглядываться в каждое явление окружающего мира, узнавать о «болезнях Земли» и о том, что уже сегодня они могут сделать, чтобы «вылечить» эти болезни. Каждый день будет начинаться с фразы Маленького принца, и являться своеобразным эпиграфом предстоящего дня.


4. Содержание смены.

06.08.Приезд детей, размещение. Игры на знакомство, КТД, прогулки, экскурсии по территории. Инструктаж по ТБ, ПБ; размещение, операция «Уют». «Верный путь» — командная игра на сплочение. «Здравствуй племя молодое, незнакомое» — вожатское приветствие.

07.08.Все начинается с порога. Открытие смены«В гармонии с природой». Общий сбор «Соседи по планете». «Турнир равных возможностей» — спортивный турнир.

08.08.В добрый путь. «Открытие Экограда» — введение в смену. КТД, игры на выявление лидеров. Шоу «Интуиция» — презентация «Нескучного центра».

Человек – часть природы

09.08.День воинской доблести. «Морская победа»- торжественная линейка. От истоков до…

Работа «Нескучного центра» «От эпохи к эпохе» — спортивный праздник. «На набережной» — музыкальная программа

10.08.Природа начинается с меня. Работа «Нескучного центра» «В круге первом» -познавательная программа.. «Секрет твоего имени» — конкурсная программа.

11.08. Гениальное просто. «Кисточка мира» — игровая программа. «Игры народов мира» — конкурсная программа.

Я знаю свою планету

12.08.Картина мира. Работа «Нескучного центра» «Маршрут» — игра – испытание«Перепись» — пресс-бум.

13.08. Весь мир в глазах твоих. Работа «Нескучного центра» «Форум спорта» -спортивный фестиваль. «Праздник круглого мяча» — час конкурсов.

14.08.Ты, я, он, она… Работа «Нескучного центра». «Конвенция» — деловая игра.«Поем на разных языках» — фестиваль разных направлений музыки.

Я люблю свою планету

15.08.Без права на ошибку. Работа «Нескучного центра». «Цветик — семицветик» — конкурс рисунков «Подарок» — час конкурсов.

16.08.«Мир вокруг тебя» Работа «Нескучного центра» «Internet-эстафета» — спортивные состязания «Нет на карте белых пятен» -познавательная программа. «След на Земле» — вожатская программа.

17.08. Путь к успеху. «Волшебный кристалл» -тренинг. «Ни что на Земле не проходит бесследно» — конкурс одноминутных фильмов.

Я понимаю проблемы своей планеты

18.08.Древо желания. «Тропа смелых» — туристические соревнования. «Любовь к природе: спорные вопросы» — проблемный ринг.

19.08. Взрыв замедленного действия. Работа «Нескучного центра» «Техноген» — экологическая игра на местности.

20.08.Командный дух. Работа «Нескучного центра» «Вызов брошен» — игра – тренинг. «ПА-па-Па» — танцевальный конкурс

Проблемы Земли — мои проблемы

21.08. Еще раз про природу. Работа «Нескучного центра» «Агитка!» — конкурс агитбригад.

22.08.День Российского флага «Равнение на знамя»- торжественная линейка. Работа «Нескучного центра» «Экодесант» .«От бескрайних полей» — музыкальная программа.

23.08.Зеленая планета. Конкурс социальных проектов «Ты — Земле, Земля — тебе»

24.08. Мы – будущее страны Итоговые сборы в отрядах«Шире круг» — хеппинг.

25.08. Финишная ленточка. «Вместе и навсегда!»– концертная программа.

26.08. Отъезд детей. «Увидимся в новом году» — сюрприз на дорогу.


5.Ожидаемые результаты.

1. Самореализация участников смены в различных видах творческой деятельности.

2. Привлечение к участию в спортивных соревнованиях по различным видам спорта; развитие стремления у детей стать активной, образованной, духовно развитой, красивой и разносторонней личностью, ориентированной на успех в профессиональной карьере.

3. Отказ от негативных проявлений в детской и подростковой среде.

4.Созданы психолого-педагогические условия для раскрытия индивидуаль¬ного потенциала каждого участника образовательного процесса