Программа лета 2015 года

Программа отдыха и оздоровления детей и молодежи 2015 года

«Литературный альманах «Мир глазами детей и взрослых»

Идея программы детского отдыха 2015 года «Литературный альманах «Мир глазами детей и взрослых» — обновление содержания дополнительного образования в летний каникулярный период. Активизация обновления дополнительного образования должна происходить в соответствии с интересами детей и молодежи, изменениями технологического, экономического и социального уклада жизни общества.

Это процесс должен происходить на фоне формирования личностной зрелости молодого поколения, осмысления ими своего места в обществе, своего жизненного пути, рассмотрения своей персональной социально-профессиональной карьеры в контексте деятельности, направленной на социально – культурное развитие своей республики и страны в целом.

Приоритетными являются направления дополнительного образования, основывающиеся на освоении участниками летних смен современных визуальных технологий.

Цель программы:

Включение детей и молодежи в современные визуально-эстетические практики.

Задачи программы:

  1. Сформировать у участников смены интерес к изучению визуальных технологий.
  2. Приобщить детей и молодежь к разнообразному социально ценному опыту отношений между людьми, основанному на принципах соблюдения общечеловеческих и культурных ценностей, а так же воспитание толерантного мировоззрения у детей и молодежи.
  3. Организация сети дополнительного образования детей и молодежи, с целью их самореализации через кружковую деятельность.
  4. Организовать интересный и познавательный досуг, развивающий творческий и интеллектуальный потенциал детей и молодежи.

Комикс – это жанр современного искусства, сочетающий изобразительный ряд с литературным текстом. Фактически комикс является дедушкой кино и отцом анимации. По мнению А.Г. Сонина: «За последнее столетие цивилизация породила три общественно значимых феномена, официально занесенных в список искусств: это кино, телевидение и комикс.

Если считать началом публикацию первой комикс-серии в американских газетах, то комиксу 106 лет. А если взглянуть на этот вопрос шире, наскальные рисунки пещерного человека в точности соответствуют определению, а именно «образовывают связное повествование». Так что на самом деле комикс является древнейшим из документально зафиксированных искусств.

Итак, комикс – это единство повествовательного текста и визуального действия. По своей природе комикс диалогичен, ему свойственна парность героев, он тяготеет к драматургическому принципу. Классический газетный комикс состоит из четырех или шести рисунков, связанных единством времени и действия повторяющихся героев. В пределах ограниченного пространства всякий раз происходит завязка и кульминация события, которое парадоксальным образом сохраняет «открытый конец» (бесконечное «продолжение следует»).

Как известно, первыми героями комикса были дети, но увиденные глазами взрослых. Комикс рано начинает интересоваться адаптацией литературных произведений, однако он не достиг особенных успехов в комиксации литературного текста (за исключением «Тарзана»). Вопрос о том, что важнее в комиксе: визуальная или текстовая сторона, решается примерно так же, как и в кино, где зрительный ряд обязателен, текст — факультативен, он стремится к самосокращению, иногда ограничивается междометиями. То, что в кино передается звуками, в комиксе передается звукоподражанием. Языки с богатым набором звукоподражаний, такие, как японский, охотно используют в комиксах весь свой набор.

Комикс надо уметь читать. Это все равно, как грызть орехи. Комиксами можно засорить мозги, а можно получить от них истинное удовольствие.

Комикс также отличается от кинематографа, как неграненый алмаз от бриллианта. В силу заданных начальных условий, комикс ограничен в своем самовыражении. Разве можно себе представить «Преступление и наказание» или «Войну и мир» в комиксах? И даже юмор основан только на ситуациях. Диалоги с использованием двойного и тройного смысла никак не передать. Нелепо рисовать одну и ту же картинку 10 раз, меняя выражение лица.

Считается, что комиксы как жанр искусства возник на Западе. Однако его эстетические корни можно найти и в русской культуре. Просматриваются они в лубке — жанровых народных картинках, появившихся в России в начале 17 века и пользовавшихся любовью и популярностью.

Слово «лубок» произошло от слова «луб». Так на Руси назывался слой древесины, из которого плели корзины и короба. С такими лубяными корзинами и ходили по ярмаркам торговцы, продавая незатейливые картинки.

Первые лубки были в виде бумажных икон, библейских картинок, на темы «Жития святых». Знаменитыми мастерами их слыли Павма Берында, монах Илия, Василий Корень. Такие лубки нередко распространялись в народе бесплатно, при содействии богатых монастырей. Позже появились лубки с сюжетами на мирские, светские темы… Нередко лубки использовались и в более серьезных целях (например, раздававшийся в Киево-Печерской лавре лубок об Илье-Муромце служил как бы призывом на борьбу с врагами).

Сегодня комиксы — это модно. Издатели больше не ужасаются, услышав предложение издать комикс, и практически ни один уважающий себя журнал не обходится нынче без ежемесячной серии. В стране уже успешно выходит несколько комиксных изданий и собирается стартовать еще несколько. Комикс — самостоятельный жанр, такой же обширный, как литература или кино. Существуют детские, взрослые, интеллектуальные, сюрреалистические, остросоциальные, европейские, японские, умные, глупые и множество других, самых разных комиксов. Один из главных мифов в сознании людей нашей страны, что комиксы должны быть обязательно смешными. Но это не так. Комиксы могут быть как юмористическими, так и серьезными, трагическими. Тут они также свободны в выборе жанра, как и другие виды искусства.

Грубо говоря, комикс — это та же литература, сходная с чтением пьесы, но соединенная с иллюстрацией и опустившая из книги текст описания обстановки (это можно нарисовать), что может быть плюсом, поскольку не отвлекает читателя от сюжета и диалогов. Комикс — среднее между литературой и мультфильмом, сплав графики и прозы.

В 2015 году исполняется 15 лет сотрудничеству педагогического отряда «Милосердие» Института педагогики и психологии ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет» и детского центра им.В.Дубинина. Сегодня линейный педагогический отряд детского центра носит название «СовершенноЛетние» и готов вместе с вами совершить отчаянные похождения в мире комиксов во вторую оздоровительную смену 2015 года, которая называется «Отчаянные похождения «СовершенноЛетних».

Эстетика детской жизни. Человек по натуре своей — художник. Он всюду, так или иначе, стремится вносить в свою жизнь красоту. Эта мысль М. Горького представляется нам чрезвычайно важной. Эстетическое освоение действительности человеком не ограничивается одной лишь деятельностью в области искусства: в той или иной форме оно присутствует во всякой творческой деятельности. Другими словами, человек выступает художником не только тогда, когда он непосредственно создает произведения искусства, посвящает себя поэзии, живописи или музыке. Эстетическое начало заложено в самом человеческом труде, в деятельности человека, направленной на преобразование окружающей жизни и самого себя.

Эстетическое развитие личности средствами искусства в педагогике принято называть художественным воспитанием. Обращаясь непосредственно к произведениям искусства, оно требует развития в человеке умения правильно воспринимать явления красоты. Это не значит, что он должен стать художником-профессионалом или специалистом-искусствоведом. Помимо знания ряда художественных произведений, человек должен приобрести некоторый объем сведений из области теории и истории того или иного вида искусства. Такое обогащение непосредственных художественных впечатлений знанием законов искусства и мастерства художника отнюдь не убивает (как это иногда утверждают) эмоциональности восприятия. Напротив, эмоциональность эта усиливается, углубляется, а восприятие становится более осмысленным.

Одно из сильных средств воспитания литературного вкуса и эстетической отзывчивости — развитие культуры чтения. Молодое поколение должно воспринимать литературу как искусство слова, воспроизводить образы художественного произведения в своем воображении, тонко подмечать свойства и характеристики действующих лиц, анализировать и мотивировать их поступки. Овладевая культурой чтения, молодой человек начинает задумываться над тем, к чему зовет прочитанная книга, чему учит, при помощи каких художественных средств писателю удается вызвать у читателя глубокие и яркие впечатления.

Развитие художественного вкуса поощряет школьников к эстетической деятельности, которая характеризуется определенными результатами и предполагает, что во время занятий искусством учащиеся претворяют в жизнь доступные им элементы прекрасного. Исполняя стихотворение, рассказ или сказку, они как бы заново воссоздают предлагаемые автором обстоятельства, оживляя их при помощи собственных мыслей, чувств и ассоциаций, т.е. передают слушающим эмоциональное состояние героя, обогащенное личным опытом. Автор переносит читателей не просто в историю, а туда, где жили, боролись, любили и страдали люди, знакомые нами с детства, — герои всемирно известных литературных произведений. Борис Бродский предлагает нам отправиться в турне со Спартаком в Древнем Риме, поболеть за Айвенго на рыцарском турнире, с Квентином Дорвардом в мятежном Льеже, на вороных лошадях покататься с тройкой мушкетёров в Париже, отправиться в Москву времён Ивана Грозного, а затем совершить прогулку по перевопрестольной вместе с Татьяной Лариной. Книга содержит объяснения и дополнения к тому, что сказано в давно знакомых книгах, так как их авторы не всегда могли описать во всех интересных деталях: как были одеты их персонажи, что они ели и пили, как были вооружены, как выглядели улицы, дома. Книга расскажет о том, каковы были их взгляды, обычаи, нравы, представления о красоте, долге и чести, и чем они отличались о наших взглядов и представлений. Главное – вы сможете вместе с нами взглянуть на мир любимых книг другими глазами и узнать множество интересных исторических фактов в третью смену, которая носит название «По дорогам любимых книг».

Автономный мир детства, тем не менее, постоянно соприкасается с миром взрослых. Каковы же механизмы этого взаимодействия? Каждое общество создает, культивирует и передает последующим поколениям определенную картину мира. Задачу сохранения целости и передачи последующим поколениям картины мира выполняют специальные институты. Во-первых, образовательная система с достаточно многочисленным штатом профессиональных педагогов и развитой инфраструктурой, различными своими звеньями охватывающая всех детей. Во-вторых, средства массовой информации. Их воздействие удваивает мощь системы образования, но сами по себе, без системы образования, СМК оказываются бессильными: только в ней происходит обучение ребёнка языку и основным способам восприятия сообщений и образов, которые служат ключом к пониманию разнообразной информации СМК. При этом с помощью ряда педагогических приемов вырабатывается особый тип восприятия, формируется яркий мир наглядных образов, в которых объекты внешнего мира смещены и исправлены в соответствии с картиной мира данной культуры. И, наконец, введение ребёнка в мир взрослых осуществляется с помощью искусства и художественной культуры как системы его производства, сохранения и распространения. Искусство для детей, с одной стороны,— самостоятельный феномен, созидающий картину мира. А с другой стороны, оно использует систему образования и СМК в качестве своих «носителей» и потому тесно сплетено с ними.

В настоящее время возрастает популярность медиавоспитания. Журналы, радиовещание, телевидение и компьютерные технологии затмевают учебные издания, но нельзя допускать деградации молодого поколения. Для привлечения внимания современной молодёжи к познанию своей истории, культуры, научных достижений необходимо идти в ногу со временем, использовать нестандартные методы, возможно, менять форму подачи информации. Именно это и предлагаем мы в своём проекте: необычную подачу информации – детскую радиостанцию.

Что слушает молодёжь – так называемые FM радиостанции: разнообразные музыкальные молодежные направления, кричащие заголовки, небольшие «секреты» известных людей и всё в креативном оформлении. Повествование на радио ведётся от первого лица, в настоящем времени.

Таким образом, события, канувшие в лету, становятся более реальными, осязаемыми, следовательно, слушатель воспринимает их не как скучный факт, а как «горячую новость». Через призму современного языка с употреблением различных средств выразительности, молодежной лексики, разговорных выражений слушателю подаются исторические события, литературные произведения, результаты научных исследований. Большое значение отводится радиоспектаклям. В большинстве случаев в радиоспектаклях используются лучшие образцы отечественной и зарубежной детской литературы, основанные на общечеловеческих ценностях, способствующие формированию личности ребенка. Язык детского радиоспектакля основан на синестезии и способствует развитию у ребенка творческих способностей, воображения и эмоционального восприятия.

В эфирах радиостанции есть немало и других интересных вещей: мода, курорты, рецепты и даже исторические анекдоты – всё, как на волнах российских радиостанций, вот только основано на исторических фактах. Важный аспект данного проекта состоит в достоверности транслируемой информации. Мы предлагаем вам принять участие в молодежно – детском проекте «Радио «Лето нон-стоп» или Про все на свете расскажут дети» в третью оздоровительную смену.Диплом_Дубинина