Информационная карта «Литературный альманах»Мир глазами детей и взрослых»

Информационная карта «Литературный альманах»Мир глазами детей и взрослых»

1 Полное название программы (методических материалов) Программа отдыха и оздоровления детей и молодежи 2015 года «Литературный альманах «Мир глазами детей и взрослых»
2 Наименование субъекта Российской Федерации Республика Марий Эл
3 Полное наименование организации, ведомственная принадлежность, форма собственности Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования «Детский оздоровительно-образовательный центр им.В.Дубинина»Администрация городского округа «Город Йошкар-Ола»Муниципальная.
4 ФИО авторов с указанием занимаемой должности Григорьев С.Н. – директор.Пуртова Т.В. — методист
5 Контактная информация: адрес (с указанием индекса), моб.телефон, электронный адрес 424000, Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола. Комсомольская 134 оф.112,1218-927-883 3881dubinina12@yandex.ru
6 Нормативно – правовая база. Конвенция ООН о правах ребенка;Конституция Российской Федерации;ФЗ — № 273 «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012Закон Российской Федерации «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» от 24.07.1998 № 124-ФЗ;Закон Республики Марий Эл «Об образованияи в РМЭ» № 29-З от 01.08.2013;Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. N 1008«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 52887-2007 «Услуги детям в учреждениях отдыха и оздоровления».
7 Краткая аннотация содержания  (не более 300 символов) Идея программы детского отдыха 2015 года «Литературный альманах «Мир глазами детей и взрослых» — обновление содержания дополнительного образования в летний каникулярный период. Активизация обновления дополнительного образования должна происходить в соответствии с интересами детей и молодежи, изменениями технологического, экономического и социального уклада жизни общества.Это процесс должен происходить на фоне формирования личностной зрелости детей и молодежи, осмысления ими своего места в обществе, своего жизненного пути, рассмотрения своей персональной социально-профессиональной карьеры в контексте деятельности, направленной на социально – культурное развитие своей республики и страны в целом.Приоритетными являются направления дополнительного образования, основывающиеся на освоении детьми и подростками современных визуальных технологий.
8 Целевая группа (возраст детей и специфика, если есть дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, дети с ОВЗ и др.) Дети и молодежь в возрасте от 6 до 18 лет.
9 Цель и задачи Цель программы:Включение детей и молодежи в современные визуально-эстетические практики.Задачи программы:1.  Сформировать у участников смены интерес к изучению визуальных технологий.2.   Приобщить детей и молодежь к разнообразному социально ценному опыту отношений между людьми, основанному на принципах соблюдения общечеловеческих и культурных ценностей, а так же воспитание толерантного мировоззрения у детей и молодежи.3.  Организация сети дополнительного образования детей и молодежи, с целью их самореализации через кружковую деятельность.4.  Организовать интересный и познавательный досуг, развивающий творческий и интеллектуальный потенциал детей и молодежи.
10 Этапы реализации с кратким описанием ключевых мероприятий Этапы реализации (июнь 2015г. – август 2015г.).Цель и задачи программы могут быть наиболее полно реализованы через комплексный интегральный подход, объединяющий содержательные блоки: базовый и тематический.Базовый блок реализуется на протяжении всех смен и  предусматривает решение традиционных задач смен детских оздоровительных лагерей по следующим видам деятельности:-       учебно-познавательная (работа в кружках, мастерских, салонах, клубах сети дополнительного образования);-      игровая (игры разной степени сложности и содержания);-      культурно – досуговая (отрядные, общелагерные дела, экскурсии);-      организаторская (работа в органах самоуправления);-      трудовая (самообслуживание, общественно-полезная деятельность);-      физкультурнооздоровительнаяи и спортивно — массовая (утренняя зарядка, прогулки, воздушные и солнечные ванны, спортивные соревнования, профилактические мероприятия);

—      аналитическая (рефлексия на «огоньках», в индивидуальных беседах);

—      дискуссионная (дискуссии в детском центре, в отряде).

Все виды деятельности тесно связаны, переплетены и взаимообусловлены. А это означает, что каждое дело, независимо от того учебное оно или досуговое, должно стать делом, способным занять отдельное место в системе личностных ценностей ребёнка.

Тематический блок направлен на реализацию тематической составляющей программы, ориентирующую детей на формирование информационной и проектно-исследовательской культур, создание условий, позволяющих ребёнку включиться в процесс актуализации, развития и реализации своего творческого потенциала, содействие осознанию детьми творчества как формы самовыражения, самооценки и самокоррекции индивидуальной траектории развития.

Реализация тематического профиля программы напрямую зависит от эффективной опоры и использования в работе педагогического состава следующих составляющих.

1.Игра и коллективно-творческая деятельность — как социально-педагогический инструмент «вхождения» ребёнка в жизнь, как регуляторы всех жизненных позиций ребёнка. Вместе они выступает самостоятельным видом развивающей деятельности детей, принципом и способом их жизнедеятельности, методом познания ребёнка и методом организации его неигровой деятельности.

2.Педагогическая ситуация, как способ трансляции культуры в этом отношении предоставляет ребёнку выбор, а педагог – поддержку и педагогическое сопровождение в выборе и принятии (переживании) ценностей. В результате самоопределения ребёнок выстраивает систему смыслов, смысловое поле или внутреннее субъектное пространство саморазвития.

3.Творческий проект «Дети – детям», как эффективный способ передачи знаний, умений и обмена опытом между детьми.

В результате мастер-классов ребёнок, с одной стороны, выступает в роли субъекта творческого и воспитательного процесса, что позволяет ему демонстрировать новые творческие возможности, учиться управлять самим собой, брать на себя ответственность, а с другой – объектом, что позволяет ему актуализировать и развивать имеющийся творческий потенциал, получать новые знания и опыт.

1 смена «Отчаянные похождения «СовершенноЛетних».

Цель: активизация внеучебной деятельности и творческой активности детей и молодежи, развитие их эстетического вкуса.

Задачи:

1. Приобщить детей и молодежь к самодеятельному творчеству на примере воспитателей и педагогов детского центра.

2. Выявить талантливое подрастающее поколение в области художественного творчества.

3.Формировать эстетическое мировоззрение участников смены.

4.Ознакомить с новыми художественными технологиями и новыми визуальными техниками.

2 смена «По дорогам любимых книг».

Цель: создание игровой атмосферы, пробуждающей у детей и молодежи интерес культуре чтения и историческому наследию России и родной республики.

Задачи:

1. Расширить кругозор участников смены через игровой сюжет, с учетом интереса возрастных особенностей и интеллектуального уровня.

2. Повысить общественный интерес к библиотекам.

3. Содействовать формированию у детей и молодежи информационной компетентности.

3 смена «Радио «Лето нон-стоп» или Про все на свете расскажут дети».

Цель: формирование коммуникативной компетенции, способствующей развитию личности, способной к продуктивному общению.

Задачи:

1. Приобщить детей и молодежь к духовно – нравственному медиавоспитанию.

2. Оказать содействие в формировании детского актива СМИ.

3.Содействовать включению каждого участника программы в социально-значимую деятельность, предоставлять возможность для приобретения положительного опыта межличностного взаимодействия.

11 Наличие методик, стимулирующих развитие  самодеятельности, самореализации детей в различных видах деятельности 1. Реализация многоуровневых программ дополнительного образования детей с учетом уровня творческой самореализации участников смен.2.Проектирование педагогической стратегии развития детской одаренности в аспекте нравственно – эстетической самореализации детей и молодежи.
12 Ресурсное обеспечение Детский центр предлагает детям разнообразные досуговые и спортивные площадки:- тренажерный зал, оснащенный велотренажером, элипсоидом, комплексным тренажером, степ – тренажером, гребным, силовой скамьей и штангой.- танцевальный зал, оснащенный свето- и аудиотехникой;- кинозал, оснащенный компьютерной, видео- и аудиотехникой;-игровой зал, оснащенный компьютерными приставками X-boks;- компьютерным классом и сетью Wi-Fi.- поле для мини-футбола с 2 воротами;- футбольное поле с 2 воротами;- баскетбольная площадка с 2 фермами, щитами и кольцами;

— волейбольная площадка с сеткой и вышкой для судейства;

— теннисный корт с сеткой и гандбольными воротами;

— туристический городок для освоения техники пешеходного туризма;

— скалодром.

— асфальтированные дорожки для катания на велосипедах, роликовых коньках и скейтбордах.

— 7 уличных столов для настольного тенниса;

— 2 терренкура (тропа здоровья);

— 2 наливных бассейна (один с аквагоркой, длиной 19,4м)

— 2 игровых комплекса.

13 Ожидаемые результаты Реализация программы «Литературных альманах «Мир глазами детей и взрослых» позволит получить следующие результаты:Для детей и молодежи:•   Самореализация детей через сеть дополнительного образования;•   Расширение знаний о литературном и культурном наследии России у детей школьного возраста;•      Формирование чувства личной ответственности за гуманное отношение к людям, навыкам культурного поведения в обществе.•   Формирование у детей лидерских позиций, способностей к организаторской деятельности;•   Развитие социальной активности, творческого и интеллектуального потенциала участников смены;•   Привитие ценностного отношения к нормам культуры, общества и окружающего мира;•   Формирование патриотической и гражданской позиции, любви к культуре родного края;

•    Умение находить решения, развитие инициативности и самостоятельности;

•   Улучшение физического и эмоционального здоровья детей и подростков, их максимальное оздоровление;

•   Приобретение опыта общения со сверстниками.

•   Знакомство с новыми формами и способами организации досуговой деятельности, приобретение опыта организации массовых программ в школах, в других образовательно-оздоровительных учреждениях

Для педагогов, участвующих в реализации данной программы:

•   Приобретение опыта организации летнего загородного отдыха, сохранения и укрепления здоровья детей и молодежи, воспитание их активной гражданской позиции по отношению к истории своей страны, своего края, общения с миром природы, общечеловеческими и национальными ценностями, организации социальной и творческой активной деятельности.

•   Приобретение опыта сотворчества, сотрудничества; активной помощи ребёнку в процессе самопознания, повышения самооценки, обретения веры в свои силы, создании ситуации успеха.

•   Повышение методического уровня вожатых и педагогического коллектива.

Для Центра:

•   Усовершенствование программного обеспечения отдыха и досуга каникулярное время;

•   Возможность оказать методическую помощь другим детским учреждениям при разработке современных воспитательных программ;

•   Повышение престижа в регионе, продвижение бренда детского центра им В.Дубинина.

Для родителей:

•   Улучшение физического, эмоционального здоровья детей.

•   Максимальный отдых и оздоровление.

•   Развитие творческого потенциала детей.

•   Обучение детей правилам культуры поведения и взаимодействия в детском разновозрастном объединении.

•   Появление у детей желания учиться, следить за своим здоровьем, для достижения своей цели.

•   Рекомендации врачей, психологов, педагогов.

14 Механизм оценки результативности Организационный период.Диагностика направлена на исследование общей структуры контингента отдыхающих, их ожиданий и представлений о предстоящей жизнедеятельности, интересов, потребностей, способностей. Изучается география участников смены.Проводится входное анкетирование.Рейтинг ожиданий: проводится с целью выяснения представлений участников смены о детском центре. Помогает определить направление деятельности в конкретном отряде и в центре в целом с учетом потребностей детей. На методическом совете по итогам организационного периода анализируется работа педагогического состава.Основной период.Диагностика включенности участников смены в идею смены (разрабатывается психологической службой детского центра).Изучение социальной заинтересованности отдыхающих, задача которого понять восприятие ребенка частью группы или отдельно от других.Заключительный период.Последние дни смены направлены на подведение итогов. В результатах анкетирования «на выходе» отслеживается степень реализации цели и задач смены. Проводится опросник «Зачем сегодня читать?» Оценивается сформированность положительного отношения к здоровому образу жизни. Изучается настрой отдыхающих на последействие, рейтинг дел смены, который позволяет оценить принятость идеи смены детьми и вожатыми. На методическом совете по итогам основного периода дается оценка реализации программы смены. Отчеты методистов, психолога, старшего вожатого, руководителя пресс – центра, заместителя директора по воспитательной работе анализируются и используются в общем отчете по итогам смен.
15 Актуальность Актуальность обусловлена тем, что эстетическая деятельность играет определяющую роль в гуманизации образования и воспитания, пронизывает как учебную, так и внеурочную деятельность и позволяет на эмоционально-чувственном уровне развивать нравственные начала и эстетические потребности личности. Однако, интенсивное развитие в средствах массовой коммуникации развлекательной индустрии, в которой культура преподносятся чаще в форме фонового, рекламного, развлекательного направления, не способствует развитию эстетической культуры современных детей. Ребенок растет и развивается в окружающей его культурной среде, которая в настоящее время достаточно противоречива. С одной стороны, существуют прекрасное, высокохудожественное творчество, с другой – антихудожественное, низкопробное псевдоискусство, которое обрушивается как на взрослых, так и на маленьких зрителей. Но если взрослый человек с хорошим вкусом и сформировавшейся системой эстетических ценностей способен ему противостоять, то ребенок оказывается совершенно беззащитным. В результате этого у детей снижается познавательная активность, креативность мышления, уровень коммуникативных способностей.Поэтому так важно в школьном возрасте приобщить детей к подлинному искусству, способствовать становлению их ценностных ориентиров. Помочь ребенку не потеряться и не пойти по ложному пути в пространстве современной культуры, способствовать развитию системы ценностных ориентиров – вот главные задачи современной эстетической деятельности в образовательном процессе.
16 Новизна 1. Организация на базе дополнительного образования детского центра площадки ВУЗа с целью создания тьюторского сопровождения талантливых детей в различных направлениях.2.Использование  формы культурной деятельности «творческие встречи», обладающей социальными функциями, включающей в себя культурно-просветительную и образовательно-воспитательную функцию в коммуникативном проекте «Литературное сегодня». Такая форма показала, что обладает значительными потенциальными возможностями, что особенно важно в процессе развития и воспитания, и особенно подрастающего поколения.3.Организация мастер-классов «Дети – детям», как эффективный способ живого (невиртуального) общения, передачи знаний, умений и обмена опытом между детьми. В таких сообществах ребёнок, с одной стороны, выступает в роли субъекта творческой и досуговой деятельности, что позволяет ему демонстрировать новые творческие возможности, учиться управлять самим собой, брать на себя ответственность, а с другой – объектом, что позволяет ему актуализировать и развивать имеющийся творческий потенциал, получать новые знания и опыт.
17 Социальная значимость Современное культурно-информационное пространство формирует из подрастающего поколения, главным образом, потребителя. Это определяет необходимость воспитывать ценностные ориентиры в сфере современной культуры у детей и молодежи. Необходимо сделать акцент на развитие культурной сферы личности ребенка, уровень развития именно этой сферы в будущем во многом определит степень развития творческих способностей и ценностных категорий личности.
18 Кадровое обеспечение и особенности подготовки кадров Для ведения образовательной деятельности сформирован состав воспитателей, педагогов дополнительного образования общей численностью 20 человек, из них 10 имеют высшее профессиональное образование. Воспитательную работу организуют и проводят 30 воспитателей и вожатых, из них 10 имеют высшее образование и 4 среднее профессиональное образование. В учреждении работают профессиональные педагоги, а это надежность, интересная работа с детьми, построенная на основе большого опыта работы, высококачественной инфраструктуры и развитой материально-технической базы детского центра.Вожатые – студенты Института педагогики и психологии ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет», бойцы педагогического отряда «Милосердие» — победители I Всероссийского конкурса педагогических отрядов. Все вожатые прошли обучение на факультете дополнительного образования ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет» и имеют сертификат.