Программа лета 2013 года

Программа воспитательной работы сезона 2013 года детского центра им.В.Дубинина

                                               Человек не может расти и развиваться, не взаимодействуя с окружающей природной сферой.

Его чувства и ум развиваются соответственно тому, какой характер носят его отношения с природой.

Именно поэтому так важен в экологическом воспитании начальный этап школьного обучения,

когда стихийные знания о культуре взаимоотношений с природной средой систематизируются и обобщаются.  

Академик Н.Н. Моисеев.

    Положение человека (и взрослого, и ребёнка) в обществе определяют его права, обязанности и ответственность. В современном обществе для подготовки детей к решению многих жизненных проблем крайне необходимо формировать у них мировоззрение, основанное на уважении к закону, на знании прав, свобод, обязанностей и ответственности человека в обществе. Научив сегодня детей пользоваться их правами и свободами, умело сочетать права и обязанности, ответственность перед другими, сформировав их правовую культуру, мы способствуем тому, что, завтра превратившись во взрослых, мы научимся соблюдать и защищать не только свои права и свободы, но и учитывать права и обязанности других. Чтобы научить осознанному гражданскому поведению в обществе, родители, учителя и взрослые должны сами знать законы, жить по законам и нормам морали, умело передавать элементарные правовые знания детям.В размышлениях детей о своих правах есть умозаключение «Наша планета – Наш дом!». У каждого человека есть право на благоприятную окружающую среду, и одновременно человек обязан, бережно относится к природе. Любой человек имеет право на благоприятные условия жизни, что в свою очередь предполагает реальные возможности проживания в здоровой, отвечающей международным и государственным стандартам окружающей природной среде, участвовать в подготовке, обсуждении и принятии экологических решений, осуществлять контроль за их реализацию, получать надлежащую экологическую информацию, право на возмещение ущерба. В процессе воспитания ребёнка должны формироваться экологическое мировоззрение и экологическая культура. Экологическая культура как качество личности должна формироваться в системе непрерывного экологического воспитания, основными звеньями которой, оказывающими существенное влияние на ребенка в школьном возрасте. Это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации, активную деятельность по изучению и охране своей местности, а также воспитание эстетического и нравственного отношения к среде жизнедеятельности человека, умение вести себя в ней в соответствии с общечеловеческими нормами морали.Человек не может расти и развиваться, не взаимодействуя с окружающей природной сферой. Его чувства и ум развиваются соответственно тому, какой характер носят его отношения с природой. Именно поэтому так важен в экологическом воспитании начальный этап школьного обучения, когда стихийные знания о культуре взаимоотношений с природной средой систематизируются и обобщаются. Отмечается, что у детей школьного возраста может быть сформирована готовность к правильному взаимодействию с окружающей природой. Она включает:— эмоциональную сторону(восприимчивость к миру природы, чувство удивления, восторженности, эмоционально-положительное отношение к ее объектам);— деловую готовность(возможность реализовать свои знания в разнообразных нестандартных учебных и внеучебных ситуациях);— интеллектуальную готовность(определенный уровень информированности детей о природе, возрастной уровень эрудиции и познавательных интересов, осознание себя как носителя экологической культуры).Известно, что в педагогическом процессе взаимодействуют три главных компонента: «знания-отношения-поведение».При этом более актуальными для школьников являются эмоциональные переживания, связанные с процессом общения с объектом природы, а также разнообразная деятельность в ней. В настоящее время необходимо говорить о формировании экологической культуры, как социально необходимого нравственного качества личности.2013 год в России будет посвящён охране окружающей среды.11 августа указ «О проведении в Российской Федерации Года охраны окружающей среды» подписал Президент России Владимир Путин. Цель такого решения — обеспечить права каждого человека на благоприятную окружающую среду.Право граждан на благоприятную среду обитания обеспечивается планированием и нормированием качества окружающей среды, мерами по предотвращению экологически вредной деятельности и оздоровлению окружающей среды, предупреждению и ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий. Граждане обладают широкими полномочиями для реализации своих экологических прав, предполагающими возможность создавать общественные объединения по охране окружающей среды, вступать в такие объединения и фонды, делать взносы; принимать участие в собраниях, митингах, пикетах, шествиях, референдумах по охране окружающей среды; обращаться с письмами, петициями, требовать их рассмотрения; требовать в административном и судебном порядке отмены решений о размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, эксплуатации экологически вредных объектов, ограничении, приостановлении, прекращении их деятельности; ставить вопрос о привлечении к ответственности виновных юридических лиц и граждан.«Мы также должны уделить самое пристальное внимание вопросам экологии, экологического оздоровления территорий», — говорил в своем ежегодном послании Федеральному Собранию президент Российской Федерации Владимир Путин. Территории с устойчивыми отрицательными изменениями в окружающей среде, угрожающими здоровью населения, состоянию естественных экологических систем, генетических фондов растений и животных, объявляются зонами чрезвычайной экологической ситуации, что влечет прекращение деятельности; отрицательно влияющей на окружающую среду, приостановку работы цехов, агрегатов, оборудованияТаким образом, предусматривается обширная система мер, обеспечивающая экологические конституционные права граждан.Право на благоприятную окружающую среду имеет каждый человек, который обладает правом на жизнь и на свободу. В процессе социализации человека, на этапах экологического воспитания формируется экологическая культура, которая обращает внимание в первую очередь на ту среду обитания, в которой человек находится, а именно на окружающую среду. Экологическому воспитанию юных граждан посвящена тема оздоровительного сезона 2013 года, которая называется «Место встречи – планета Земля».Наша планета Земля, несомненно, самая красивая планета Солнечной системы. Это не мертвенно-серый, изрытый оспинами метеоритных кратеров Меркурий, не окутанная сплошным и густым облачным покровом Венера, не красноватый Марс, необвитые кольцами Юпитер и Сатурн. Земля притягивает взор голубизной океанских и морских просторов, сверкающими под лучами солнца ледяными шапками Гренландии и Антарктиды, разнообразием оттенков поверхности континентов: тёмно-зелёные моря тайги и более светло-зелёные тропических лесов, жёлтые пятна пустынь, коричневые морщины горных хребтов, с покрывающими их вершины ледниками. Оценить эту красоту в её полноте, дано лишь космонавтам, но благодаря сделанным ими фотоснимкам мы также можем приблизиться к её пониманию. Планета Земля тоже имеет свою тайну, и даже не одну. Но вот уже не фантастика, а самая настоящая реальность, сегодня мы можем увидеть (именно увидеть), как выглядела наша планета миллиарды и миллионы лет назад, и какой она будет, например, через 50 миллионов лет. Понятно, что это – реконструкции, моделирование, прогнозирование, но ведь на это и существует наука (в данном случае наука о Земле), чтобы, восстановив ступени прошлого, подглядеть будущее. Длинный путь прошла Земля до нашего времени, много ей пришлось пережить, много вынести. Но путь Земли это ее путь, путь становления и развития. Что же представляет собой Земля, как небесное тело, как живой организм? Земля по своему строению очень сложна и многогранна. Науки о Земле вновь открыли, по сути дела, нашу планету благодаря принципиально важным данным, относящимся к природе земных недр, литосферы, гидросферы и атмосферы. Планета Земля неразрывно связана с человеком. Земля – больше, чем просто дом, это живой организм, и мы являемся его частью». Человек живет на Земле и пользуется всем, что она ему дает, не задумывается, что своими действиями порой наносит вред своему дому.Много наук сейчас занимается изучением Земли. Петрография, литология, минералогия, геохимия — исследуют породы и их образования в ходе химических процессов; стратиграфия и палеонтология занимаются проблемами эволюции Земли и земной коры; геофизика, тектоника, сейсмология изучают физические процессы на поверхности земли и в ее недрах.Лицо человека, верили древние, несет неизгладимый отпечаток пережитого и знак неотвратимой судьбы. Переменчивый облик планеты тоже отражает все исторические потрясения. «Слышать» Землю мы научим Вас в первую смену, которая называется«Тайны третьей планеты».Современный человек преодолел необычайно долгий эволюционный путь развития от обитателя пещер до создателя космических аппаратов. Сегодня мы умеем лечить многие заболевания, прогнозировать погоду, пользуемся всеми благами современной цивилизации. Но можем ли мы считать себя подготовленными к автономной жизни более других обитателей дикой природы? Мы охотимся на животных ради забавы, рубим лес и загрязняем среду ради денежной наживы, не говоря о криминальных преступлениях против своих же собратьев. Поэтому многие районы природы, где еще не ступала нога человека, более чисты, красивы и, главное, безопасны для выживания по сравнению с жилыми кварталами многих городов мира. Это главное, что должен знать человек, который оказался не по своей воле в дикой природе. Лес, горы, степи, тундра, пустыня – это места обитания многих живых организмов. Здесь можно найти и воду, и пищу, и кров, и лекарства. Избежать нападения хищников также вполне по силам каждому, если знать основные правила и законы жизни в дикой природе. Соблюдение этих правил и законов обеспечит вашу безопасность.Главные проблемы выживания человека в природе сегодня заключаются в нем самом. Слабая физическая подготовка, чрезмерная раздражительность, страх и паника, наличие неврозов, хронические заболевания и зависимость от комфортных условий жизни делают человека незащищенным и неготовым к выживанию в автономных условиях.Большинство жителей развитых стран мира привыкли передвигаться в автомобилях, питаться в системе общепита, покупать одежду в магазинах, подшивать ее в ателье, строить жилье, нанимая рабочих, а с любым заболеванием обращаться в медицинское учреждение. Такие умения, как разводить огонь, готовить пищу на костре, охотиться, спать в палатке, вести активный образ жизни без средств, обеспечивающих комфорт, и всегда иметь под рукой носимый аварийный запас (НАЗ) – многим кажутся фантастическими. На самом деле эти умения и навыки сегодня актуальны практически для каждого человека, который собирается в отпуск на роскошном океанском лайнере, совершает авиаперелеты, отправляется в лес за грибами или в поход. Вторая смена «Сага о Путеводной звезде»посвящена аварийному выживанию человека в дикой природе, то есть ее изучению, взаимодействию с ней, воспитанию любви и уважения к ней, что и будет являться основным и самым значимым фактором выживания.Экология, экологическая катастрофа, экологическая тревога — эти слова, раньше вовсе неизвестные простому человеку, в наше время волнуют и настораживают каждого. Что же это за опасность? Откуда она появилась? Почему так обеспокоены ученые-экологи? Чем грозит нам нарушение экологического равновесия? Дело в том, что изначально природа находилась в идеальной гармонии. Ведь в ней все взаимосвязано и играет свою важную роль. Однако влияние человека нарушило эту гармонию, в результате чего стали исчезать целые звенья единой цепи, грозя катастрофическими последствиями всему живому. Вредные выбросы газов в атмосферу, глобальное загрязнение окружающей среды нарушает нормальное существование живых организмов. А это может привести к необратимой утрате взаимодействия и гармонии в природе.Люди сделали основным видом своих отношений с природой ее целенаправленную эксплуатацию. Окружающая среда стала материалом для осуществления их целей. Природа теперь мыслится как идеальный «раб», обязанный всегда беспрекословно подчиняться своему господину. Эксплуатация природных ресурсов становится нормальной каждодневной деятельностью, а достижения в области покорения природы празднуются как победа над ее силами. Общество живет, согласно варварским представлениям, что природа создана для человека и он ее хозяин; что природа лишена собственной ценности и лишь человек наделяет ее значимостью; что природа может использоваться неограниченно, поскольку на одинаковые воздействия отвечает одними и теми же реакциями. При этом люди забывают о том, что сами являются лишь частью природы, частью этой единой цепи. И ее разрушение ведет к разрушению их собственной жизни.Загрязнение воздушного пространства уменьшает содержание в нем кислорода, изменяет тепловой режим планеты. Выделение в окружающую среду токсических отходов производства отравляет атмосферу, воздух, которым мы дышим. А вырубка деревьев, непрерывный рост городов, фабрик, заводов на месте лесов и лугов сокращает возможности самоочищения биосферы. Все это оказывает вредное воздействие нажизнь самих людей, на их физическое и психическое здоровье, на их генофонд. Другими словами, человечество постепенно «вымирает».Сегодня экологи отмечают разные виды экологических кризисов, которые непрерывно происходят на нашей планете и затрагивают подчас всю биосферу. Об экологических проблемах говорили и раньше. Например, уже историки древности достаточно обоснованно писали о неоднократных катастрофах, сопровождавших человечество и приводивших в упадок многие древние цивилизации. И всегда ученые называли главной причиной пагубное, необдуманное вмешательство в природу человека. Однако прежние кризисы никогда не становились угрозой для всего человечества. Я если еще несколько десятилетий назад, когда люди стали осознавать вредное воздействие научно-технического прогресса на окружающее пространство, появилось понятие экологической проблемы, то в наше время эта проблема приобрела настолько грандиозные масштабы, что вокруг стали говорить о глобальной экологической катастрофе.Осознание грозящей человечеству опасности, растущая тревога за собственное будущее привели к появлению различных течений. Так, одни ученые стали выдвигать теории о необходимости резкого ограничения технического развития на земле. Другие – вносить предложения по радикальному изменению технологических процессов, с учетом допущенных ранее ошибок. И те и другие по-своему правы. Конечно, нельзя остановить прогрессивное развитие общества. Да это и не нужно. В то же время, если даже максимально обезвредить промышленное производство и другие достижения цивилизации, но при этом продолжать уничтожение дикой природы, человечество полностью не избавится от угрозы. Таким образом, необходим компромисс, который позволил бы сохранить окружающую среду, не возвращаясь при этом в каменный век. Поиск таких компромиссов и является основной задачей современных экологов.Природа должна жить, потому что мы – часть ее. И другая ее часть – растения, животные, воздух, вода – также имеет право на существование. Давайте спустимся «С небес на землю» в третью смену, задумаемся над своим поведением и сократим до минимума разрушение родной земли!На сегодняшний день человечество столкнулось с рядом общечеловеческих проблем. Одна из них – экологическая. Среда обитания человека сегодня серьезно больна и нуждается в экстренной помощи. Не случайно в ряду общечеловеческих ценностей, которые существуют объективно, составляютоснову нашего бытия, являются условием как социального, так и биологического существования, на одном из первых мест стоит ценность – Земля. Сегодня особенно важно, чтобы каждый землянин осознал, что Земля – это общий дом не только человечества, но и естественной природы, что решение экологических проблем зависит от каждого человека, живущего на планете, что проявляя заботу о Земле, человек обеспечивает необходимые условия для собственного выживания. Человечество на протяжении многих сотен лет привыкло брать от природы, не думая о ее восстановлении, то есть культура взаимоотношений с природой, а точнее ее отсутствие, строилась на потребительскихпринципах, на отношениях к природе только как к производственному ресурсу. Не случайно многие специалисты сегодня видят основную причину эколо­гического кризиса не в отсталых технологиях, не в несовершенстве законодательных актов, а в низкой культуре взаимоотношений человека и природы. Следовательно, основной путь решения экологических проблем, видится в смене ценностных ориентации – от потребительства к развитию. В приоритете экологических ценностей взаимодействия с природой, таких как – осознание человеком себя как части природы, видение себя в тесном единстве с ней, изменение представлений человека о себе как «царе природы», осознание хрупкости и беззащитности окружающего мира, осознание своей личной ответственности за состояние среды.Важно, таким образом, чтобы взаимодействие с окружающей средой строилось на принципах:· нравственно – ценностного отношения к природе;· сочетания потребностей людей с их способностью ограничивать свои запросы до разумных пределов;· личной ответственности за состояние среды эмоциональной отзывчивости;· практического участия в решении экологических проблем.Работая с подрастающим поколением, мы должны помнить о необходимости создания условий для формирования у них новой системы экологических ценностей, о включении в складывающуюся систему личностных ценностных ориентации подростков общечеловеческой ценности – Земля, во всех ее составляющих. Ориентация же детей и молодежи на эту высшую ценность –  это одновременно и ориентация их на другие важные ценности – Жизнь, Мир, Отечество, Знание, Красота, Ответственность и другие.По сути, этот процесс можно назвать процессом формирования экологической культуры личности. Б.Т. Лихачев в книге «Философия воспитания» рассматривает сущность экологической культуры личности «как единство экологически развитых сознания, эмоционально-психических состояний и научно-обоснованной волевой утилитарно-практической деятельности».

То есть процесс формирования экологических ценностных ориентаций, включает в себя знание и осознание этих ценностей, эмоциональные переживания – отношения к этим ценностям, принятие – включение этих ценностей в личностную структуру ценностных ориентации. Логика процесса формирования ценностных ориентаций, определяет цель и задачи, а также алгоритм построения программы деятельности в четвертую смену, которая называется «В гармонии с природой».